Снятие и установка генератора
Примечание: см. также Технические характеристики генератора
Замена генератора на дизельном двигателе также показана здесь
Моменты затяжки резьбовых соединений:
Верхний болт крепления генератора: 23 Нм
Гайка нижнего болта крепления генератора: 44 Нм
Гайка крепления наконечника силового провода: 14 Нм
Гайка крепления шкива генератора: 189 Нм
Стяжные болты крышек генератора: 4 Нм
Генератор 1 установлен на правой стенке блока цилиндров и приводится поликлиновым ремнем 2 от шкива коленчатого вала двигателя 3.
Примечание: на данной странице приведено два варианта замены стартера
ВАРИАНТ 1
Снятие 1. Снимите защитный кожух. 2. Снимите поперечную балку стоек передней подвески. 3. Снимите приводной ремень. 4. Снимите воздушный фильтр. 5. Отсоедините тросы 1 от коробки передач. 6. Снимите тросы выбора и переключения передач и кронштейн крепления тросов, открутив болты крепления 2 кронштейна тросов. 7. Отсоедините разъем 3 датчика скорости автомобиля. 8. Отсоедините крепления 4 жгута проводов аккумуляторной батареи. 9. Отсоедините разъем проводки 5 датчика аварийного давления масла. 10. Отсоедините электрические разъемы проводов 6 от генератора. 11. Снимите генератор 7. После снятия болтов и гаек крепления генератора сдвиньте генератор в сторону коробки передач. Снятие генератора производится вверх, через зазор, образованный коробкой передач и впускным коллектором. ![]() 12. Снимите шкив 8 насоса системы охлаждения. |
13. Снимите натяжную скобу 9 генератора.
Установка
14. Установка проводится в порядке, обратном снятию.
Операции, выполняемые после установки генератора
• Установите воздушный фильтр
• Установите приводной ремень
• Установите поперечную балку стоек передней подвески
• Отрегулируйте натяжение приводного ремня
• Установите защитный кожух
ВАРИАНТ 2
1. Установите автомобиль на подходящую площадку поставьте на стояночный тормоз.
2. Отсоединяем отрицательную клемму от аккумулятора.
3. Ослабляем хомут 1 и отсоединяем от корпуса воздушного фильтра воздуховод. Отворачиваем три болта крепления 2 и снимаем корпус воздушного фильтра.
4. Сдвигаем резиновый колпачок по проводу...
...и ключом "на 12" отворачиваем гайку крепления наконечника провода.
5. Снимаем наконечник силового провода с вывода генератора.
6. Освобождаем фиксатор и отсоединяем от генератора колодку жгута проводов.
7. Ослабляем гайку болта нижнего крепления генератора.
8. Ключом на 12 мм ослабляем болт натяжения и отворачиваем болт крепления. Снимаем со шкива генератора ремень привода.
9. Окончательно оборачиваем гайку болта нижнего крепления генератора, извлекаем болт и снимаем генератор.
10. Устанавливаем генератор в обратной последовательности регулируем натяжение ремня привода (см. тут).
Болт верхнего крепления затягиваем моментом 23 Нм, гайку болта нижнего крепления затягиваем моментом 44 Нм.
Перед подсоединением осматриваем колодку жгута проводов и наконечник силового провода, убеждаемся в отсутствии коррозии и повреждений. При необходимости обрабатываем их специальным средством для очистки электрических контактов. Гайку крепления наконечника силового провода затягиваем моментом 14 Нм.
Общая информация о генераторах
Генераторы - классические компоненты автомобиля, прошли длительную эволюцию и останутся актуальными даже в электронную эпоху, в отличие от многих других компонентов транспортных средств, работающих на ДВС.
Генераторы нашли свое применение в автомобилях около 100 лет назад. За этот срок они прошли долгий эволюционный путь, постоянно улучшая характеристики. Сила тока первых генераторов составляла примерно 4 А, а последние генерации этих компонентов способны выдавать 250-300 А.
Огромного смысла в перечислении эволюционных этапов развития нет, а вот обратить внимание на самые передовые нововведения стоит, поскольку они наилучшим образом отражают перспективы этих агрегатов в будущем электромобильном мире.
Современные факторы, определяющие тенденции развития конструкции стартеров и генераторов, очевидны. Во-первых, это пресловутый down-sizing, заставляющий выпускать все более и более компактные модели с меньшей массой из-за сокращающегося пространства в моторном отсеке. Причем характеристики электротехники должны не просто сохраниться, они должны повышаться, поскольку их предназначение - украсить собой более сложные модели транспортных средств.
И как раз усложнение новых моделей автомобилей - это второй ключевой фактор. Подавляющее большинство дополнительных функций, появляющееся в новых машинах, систем управления двигателем, потребляющие больше энергии в связи с возросшим количеством датчиков и исполнительных механизмов, питаются главным образом от бортовой сети транспортного средства. То есть нагрузка на генератор, из-за необходимости обеспечить одновременную работу большого числа различных систем, существенно возрастает. Он должен производить все больше и больше электричества.
Исторически производительность генераторов повышали путем уплотнения медной обмотки, способетвующего снижению потерь энергии. Затем стали применять в обмотке провод прямоугольного сечения. Такая технология увеличила плотность обмотки с 45 до 70%, что дало возможность с генератора массой на 20% меньше снимать энергии на 50% больше.
Кроме того, производители регулярно усовершенствуют шарикоподшипники, усиливают корпус и щетки/токосъемные кольца, модернизируют диоды, оптимизируют конструкцию (например, посредством объединения двух крыльчаток вентилятора и ротора в один узел и/или уменьшения диаметра шкива). Даже жидкостное охлаждение применяли на генераторе. Реализовывался целый ряд технологических решений, обеспечивающих более высокую эффективность агрегата, без потери характеристик надежности и сокращения срока службы.
Среди наиболее свежих - установка новых, высокоэффективных диодов, обеспечивающих движение тока в определенном направлении и превращение генерируемого переменного тока в постоянный. Такие диоды существенно снижают потери при преобразовании энергии за счет повышения эффективности данного процесса.
Генератор научили общаться с блоком управления двигателем. Точнее, не сам генератор, а регулятор генератора, но за счет более точного управления работой агрегата и, как следствие, распределения энергии удалось улучшить целый ряд параметров. Среди них показатели времени зарядки, стабильность работы на холостых оборотах с задержкой мягкого пуска и эффективность управления динамической нагрузкой.