руководство по ремонту
Тормозная система
Неисправности тормозной системы
Проверка и регулировка педали тормоза
Проверка вакуумного усилителя
Замена тормозной жидкости
Прокачка тормозной системы
Замена передних колодок (вар. 1)
Замена передних колодок (вар. 2)
Снятие переднего тормозного суппорта
Разборка торм. суппорта, замена диска
Замена задних тормозных колодок
Снятие заднего тормозного суппорта
Разборка заднего суппорта, замена диска
Разборка и ремонт ручного тормоза
Замена регулятора тормозных сил
Замена вакуумного усилителя и главного тормозного цилиндра

Проверка уровня и замена тормозной жидкости


Тормозную жидкость следует заменять по прошествии определенного времени либо по достижении определенного пробега автомобиля в соответствии с графиком планового технического обслуживания.

Тормозная жидкость гигроскопична. При эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности ее следует заменять чаще, чем указано в графике.

Используемая тормозная жидкость

Тип: DOT-4
Количество: 435 - 485 мл.

Примечание: Наличие соответствующей маркировки на этикетке бачка указывает, что в системе используется синтетическая тормозная жидкость, отличная от минеральной. Использование минеральной тормозной жидкости может привести к необратимым повреждениям резиновых уплотнителей тормозной системы.

Проверка уровня

Качество тормозной жидкости непосредственно влияет на функциональную эффективность тормозной системы, а также на функциональное состояние и эксплуатационный ресурс деталей и узлов системы. Тормозная жидкость отличается высокой поглощающей способностью и активно впитывает влагу, что может привести к образованию коррозии металлических частей и деградации качества материала изготовления резинотехнических изделий; загрязнение и деградация тормозной жидкости, а также смешанное использование жидкостей различных марок может привести к образованию газовых пузырьков внутри жидкости и соответствующему снижению функциональной эффективности тормозной системы в целом. Поэтому при добавлении или замене тормозной жидкости необходимо обращать особое внимание на следующие моменты:

• все ёмкости с тормозной жидкостью должны быть герметично закрыты;

• тормозная жидкость является токсичной, а также может повредить лакокрасочное покрытие, поэтому в случае попадания тормозной жидкости на поверхность кузова автомобиля необходимо незамедлительно смыть ее водой;

• в случае обнаружения влаги или иных посторонних примесей внутри тормозной жидкости (причиной этого может быть повреждение кольцевого уплотнения поршня главного цилиндра) необходимо полностью заменить тормозную жидкость в гидравлической системе и все резинотехнические детали, включая гибкие тормозные шланги;

• правильное положение нормального уровня тормозной жидкости в бачке - между метками максимального и минимального уровня (МАХ и MIN) на корпусе бачка.

Через каждые 7000 км пробега автомобиля необходимо проверять уровень тормозной жидкости в гидравлическом бачке. Если уровень тормозной жидкости в бачке окажется ниже минимально допустимого, необходимо долить жидкость до метки максимального уровня.

О недоствючном уровне тормозной жидкости просигнализирует вмонтированный в бачок датчик уровня тормозной жидкости — на щитке приборов загорятся контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости и контрольная лампа неисправности тормозной системы. (см. стр. Щиток приборов)

ЗАМЕНА

Замену тормозной жидкости производим постепенным вытеснением старой. Доливаем новую жидкость в бачок по мере снижения ее уровня, так чтобы исключить попадания воздуха в гидроблок ABS. Если в гидроблок ABS воздух все же попал и, загорелась лампа неисправности ABS, обратитесь специализированную станцию технического обслуживания. Прокачиваем тормозные механизмы в следующем порядке: правый задний, левый передний, левый задний, правый передний.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, домкрат, подставка, прозрачная гибкая трубка с внутренним диаметром 4-5 мм, специальные ключи на 8 и 10 мм для штуцеров крепления трубопроводов...

...или накидные ключи соответствующих размеров, емкость для слива тормозной жидкости, новая тормозная жидкость, рекомендованная заводом-изготовителем.

Работу выполняем с помощником.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

2. Выключаем зажигание.

3. Отворачиваем и снимаем крышку бачка главного тормозного цилиндра.

4. Для замены жидкости резиновой грушей отби раем из бачка старую и заливаем в бачок новую тор мозную жидкость.

замена тормозной жидкости

Предупреждение!
Во избежание попадания воздуха в гидравлический привод тормозной системы во время прокачки следите за тем, чтобы уровень тормозной жидкости в бачке не опускался ниже отметки ADD. Перед прокачкой тормозного механизма каждого колеса доливайте новую тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра до метки МАХ. Слитую тормозную жидкость использовать нельзя!

Замечание
При замене шланга или цилиндра, достаточно, как правило, прокачать ремонтируемый контур.

5. Ветошью очищаем от грязи прокачной штуцер и поверхность вокруг него на заднем правом тормозном механизме.

штуцер прокачки

6. Снимаем защитный резиновый колпачок с прокачного штуцера заднего правого тормозного механизма.

7. Надеваем на прокачной штуцер специальный или накидной ключ на 8 мм, а затем прозрачную трубку. Другой конец трубки опускаем в емкость для слива тормозной жидкости.

8. Помощник 3-5 раз нажимает педаль тормоза и удерживает ее нажатой.

9. Отворачиваем прокачной штуцер до начала выхода из него жидкости.

10. После тою как тормозная жидкость перестанет выхолить из трубки, заворачиваем штуцер

11. Повторяем действия, описанные в п. 8-10, до тех пор, пока из штуцера вместе с тормозной жидкостью не перестанут выходить пузырьки воздуха (при замене жидкости, не станет выходить новая (чистая) жидкость), после чего окончательно затягиваем прокачной штуцер моментом 7-13 Нм.

12. Снимаем с прокачного штуцера трубку и ключ, надеваем на штуцер защитный резиновый колпачок.

13. Ветошью очищаем от грязи прокачной штуцер и поверхность вокруг него на переднем левом тормозном механизме.

14. Снимаем защитный резиновый колпачок с прокачного штуцера переднего левого тормозного механизма.

15. Надеваем на прокачной штуцер специальный или накидной ключ на 10 мм. а затем прозрачную трубку. Другой конец трубки опускаем в емкость, предназначенную для сливаемой тормозной жидкости.

16. Прокачиваем гидропривод левого переднего тормозного механизма как показано в п. 8-10.

17. После окончания прокачки затягиваем прокач-ной штуцер моментом 7-13 Нм

18. Снимаем с прокачного штуцера трубку и ключ, надеваем на штуцер защитный резиновый колпачок.

19. Аналогичным образом прокачиваем гидроприводы заднего левого и переднего правого тормозных механизмов в указанной очередности, следя за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

20. Нажав педаль тормоза, проверяем работу гидропривода и отсутствие подтекания жидкости из штуцеров. Если педаль по-прежнему «мягкая» или при нажатии смещается ниже своего обычного рабочего положения, повторно проверяем герметичность тормозной системы и повторяем прокачку привода.

21. После завершений работы проверяем и, при необходимости, уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра доводим до метки МАХ.

22. Запускаем двигатель и совершаем пробную поездку. Убеждаемся в том, что рабочий ход тормозной педали не изменился, а контрольные лампы недостаточного уровня тормозной жидкости, неисправности тормозной системы и антиблокировочной системы тормозов не загораются.

Дополнительно: История появления тормозной жидкости

Современную гидравлическую тормозную систему изобрел в 1918 году Малькольм Лоугхэд. Только тогда к суппортам тормозов начали подводить шланги, по которым подавалась тормозная жидкость. Данная технология стала настолько успешной, что уже в 20-х годах прошлого столетия ее начали использовать при производстве дорогих автомобилей, а позже все машины стали оснащать такой тормозной системой. Новая система была находкой, потому что водитель избавлялся от необходимости прикладывать немалые физические усилия, чтобы затормозить, продавливая педалью систему рычагов и распорок. К тому же механические тормоза, кроме того, что были менее эффективными, имели сложную конструкцию, не всегда надежную.

Растительное масло, касторка и спирт

Как и положено, система была заправлена гидравлической жидкостью, которая передавала импульс от педали к тормозной колодке. Но жидкость была своеобразной. Сначала в ее качестве использовали растительное масло, затем перешли к смеси, основой которой были глицерин и вода.

Кстати, на отечественных машинах первая отечественная тормозная жидкость появилась только на «Жигулях». Она состояла из касторового масла и бутилового спирта.

Тормозные системы того времени не отличались особой мощностью, и рабочие температуры не были слишком высокими, закипание жидкости было редким явлением. Поэтому к качеству и составу жидкости не предъявлялись особые требования.

Любопытно, что тормозную жидкость матерые шоферы советского периода использовали весьма экзотическим образом. Они заливали ее в фары, чтобы защитить дефицитные отражатели от коррозии. Особенно модным было использовать для этих целей жидкость красного цвета.

Современные жидкости должны быть наделены множеством качеств: морозостойкостью, противостоять коррозии и обладать смазывающими свойствами. Также они должны быть максимальноустойчивы к закипанию и гигроскопичности, хорошо взаимодействовать с резиновыми и пластиковыми деталями. Поэтому состав тормозной жидкости значительно изменился за последние годы, природные компоненты дополнили синтетические. Сегодня за основу берут бутиловый спирт и касторку, гликоль, силикон и добавляют присадки.