Дефектовка коленчатого вала и блока цилиндров
1. Снимите коленчатый вал.
2. Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и из постелей блока. Если не предполагается замена вкладышей, по мере снятия промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.
3. Промерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала.
Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:
коренных - 56,98-57,00;
шатунных - 44,98-45,00.
Если износ шеек превышает 0,03 мм или овальность шеек превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
первый - 0,25 мм;
второй - 0,5 мм;
третий - 0,75 мм;
четвертый - 1,00 мм.
4. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом.
5. Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. |
6. После шлифовки шеек установите вкладыши ремонтных размеров.
7. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и коренные вкладыши в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников.
8. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала.
9. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала равен 0,05-0,18 мм, предельно допустимый - 0,25 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените коренной подшипник 4.
10. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, выкрашивание - замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы. Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины:
первый - на 0,25 мм;
второй - на 0,5 мм;
третий - на 0,75 мм;
четвертый - на 1,00 мм.
11. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор. Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала равны:
коренные подшипники (номинальный) - 0,02-0,04 мм,
предельно допустимый - 0,1 мм;
шатунные подшипники (номинальный) - 0,02-0,05 мм,
предельно допустимый - 0,1 мм.
12. Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер. В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленчатого вала. Биение должно составлять коренные шейки - не более 0,03 мм.
13. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.
14. При этом не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую. |
15. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. |
16. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.
17. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под насос системы охлаждения (установив насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.
18. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.
19. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры.