руководство по ремонту

Установка шестерни конической и гипоидной передач
Установка зубчатого колеса
Установка и регулировка подшипников
Установка шестерен главной передачи
Посадки подшипников
Смазывание и уплотнение подшипников
Указания по конструированию главных передач
Примеры конструкций конической главной передачи
Специальные конструкции конической передачи моста
Примеры конструкций гипоидной главной передачи
Двухступенчатые главные передачи в одном картере
Разнесенные двухступенчатые передачи
Примеры конической или гипоидной передачи связанных с приводом
Примеры конической или гипоидной передачи связанной с планетарной передачей

  Разнесенные двухступенчатые передачи

В таких конструкциях в средней части моста расположена одноступенчатая главная передача, а дополнительная передача, называемая приводом колес, размещена за пределами средней части картера моста, чаще всего возле ведущих колес или внутри них.

Приводы колес встречаются только в автомобилях высокой проходимости, тяжелых грузовых автомобилях и автобусах. Применение колесных передач усложняет конструкцию ведущего моста, но упрощает получение больших передаточных чисел, так как они равны произведению передаточного числа главной передачи и колесной. Если ведущий мост снабжен колесной передачей, то в средней части моста устанавливается коническая или гипоидная главная передача.

Применение колесной передачи увеличивает число деталей ведущего моста, но не приводит к росту его массы. Это происходит потому, что основные части ведущего моста (главная передача, дифференциал и полуоси) воспринимают меньшие крутящие моменты, увеличиваемые в нужной мере лишь в колесных передачах. Благодаря этому основные детали ведущего моста могут быть выполнены меньших размеров, а следовательно, с меньшей массой, чем в случае создания идентичного крутящего момента на ведущих колесах посредством только одноступенчатой главной передачи.

Можно выделить следующие типы двухступенчатых разнесенных передач.

Рис. 2.79. Схема привода колес в ведущем мосту автомобиля:

а — наружного зацепления; б — внутреннего зацепления; 1 — полуось; 2 — ведущая шестерня бортовой передачи; 3 — ведомая шестерня бортовой передачи; 4 — ведущая коническая шестерня; 5 — ведомая коническая шестерня

Одноступенчатая коническая или гипоидная передача в средней части моста, соединенная с цилиндрической передачей привода колес наружного (рис. 2.79, а) или внутреннего (рис. 2.79, б) зацепления, передача наружного зацепления может быть расположена в отдельном картере между дифференциалом и ступицей колес или даже в ступицах "колес. Передача внутреннего зацепления обычно размещается в ступицах колес.

В отличие от ранее описанных конструкций крутящий момент увеличивается не в главной передаче, а в дополнительной цилиндрической передаче наружного зацепления, установленной возле ступиц колес или внутри них. В последнем случае возможно применение передачи внутреннего зацепления. Вследствие разделения общего передаточного числа средняя главная передача моста и полуоси могут быть выполнены меньшими. В результате этого даже при передаче больших крутящих моментов получается необходимый дорожный просвет и сокращается расстояние от фланца ведущей шестерни до середины моста.

Когда цилиндрическую передачу привода колес устанавливают в ступице колеса, ее обычно располагают внутри барабанных тормозов, для чего тормозной барабан должен быть достаточно большим. Остающееся пространство между тормозным барабаном и ободом при развиваемых в настоящее время тормозных усилиях может оказаться слишком малым. И в случае дальнейшего роста подводимого

крутящего момента было бы очень трудно передавать возникающие при этом относительно большие силы посредством одной пары шестерен цилиндрической передачи. В этом случае необходимо предусматривать возможность применения усиленных подшипников для зубчатых колес.

2. Одноступенчатая коническая или гипоидная главная передача, соединенная с планетарной передачей, расположенной в ступицах колес. В ведущем мосту с планетарными передачами в ступицах колес крутящий момент, подводимый к ведущему колесу автомобиля, непосредственно преобразуется в тяговую силу.

Рис. 2.80. Схемы конструкций планетарных передач, изображенных на рисунках: а — 2.94 — 2.101; 6 — 2.102 — 2.103;, в — 2.104—2.105; г — 2.1 Об — 2.108

Такая конструкция имеет следующие преимущества: малые размеры конической или гипоидной главной передачи; малое расстояние от середины моста до фланца ведущей шестерни главной передачи; планетарная передача располагается вне тормозов; со-осное положение шестерен, передающих крутящий момент; разделение передаваемого крутящего момента между несколькими (обычно три или пять) сателлитами; компактность; малые частота вращения и скольжение зубьев; высокий КПД и более равномерное распределение статических сил внутри главной передачи.

Существует много конструкций планетарных колесных передач, размещаемых в ведущих колесах, в которых используются различные кинематические схемы (рис. 2.80), причем у каждой из рассматриваемых конструкций имеется свое кинематическое передаточное число.