руководство по ремонту

Установка шестерни конической и гипоидной передач
Установка зубчатого колеса
Установка и регулировка подшипников
Установка шестерен главной передачи
Посадки подшипников
Смазывание и уплотнение подшипников
Указания по конструированию главных передач
Примеры конструкций конической главной передачи
Специальные конструкции конической передачи моста
Примеры конструкций гипоидной главной передачи
Двухступенчатые главные передачи в одном картере
Разнесенные двухступенчатые передачи
Примеры конической или гипоидной передачи связанных с приводом
Примеры конической или гипоидной передачи связанной с планетарной передачей

    Примеры конструкций конической или гипоидной главной передачи, связанной с цилиндрическими передачами привода колес

В этих конструкциях полуоси разделены на два коротких вала, причем дополнительный вал,.имеющий меньшую частоту вращения и передающий больший момент, обычно короче. Применяются кон-

Рис. 2.81. Задний ведущий мост с разнесенной передачей (бортовая передача внешнего зацепления располагается возле ведущих колес, ведущая цилиндрическая шестерня находится ниже ведомой) [7*]

Рис. 2.82. Задний ведущий мост автомобиля «Мерседес-Бенц» типа LP 16-20 и LSP 1620/2020 с разнесенной двухступенчатой передачей (бортовая передача располагается в ведущих колесах, ведущая шестерня главной передачи находится на одном уровне с ведомой цилиндрической)

струкции, в которых цилиндрическая передача расположена либо в ведущих колесах, либо возле колес, ближе к рессорам. В последних конструкциях дополнительный ведущий вал обычно длиннее, чем в конструкциях с цилиндрической передачей в супицах ведущих колес. Самой простой является конструкция цилиндрической передачи с внешним зацеплением, представляющая собой зубчатую передачу, составленную из двух цилиндрических шестерен с внешним зацеплением. Меньшая из шестерен воспринимает крутящий момент от полуоси и передает его на большую, жестко связанную со ступицей ведущего колеса. Цилиндрические передачи внешнего зацепления — наиболее дешевые, но, вместе с тем, и наименее удобные в конструктивном отношении, главным образом из-за необходимости в большом пространстве для их размещения и установке зубчатых колес на подшипниках. В конструкциях, показанных на рис. 2.81 — 2.86, цилиндрическая передача расположена возле ведущих колес, а в конструкциях, изображенных на рис. 2.87—2.90, — в ступицах ведущих колес.

То, что ведущая цилиндрическая шестерня лежит ниже ведомой (рис. 2.81), позволяет получить более низкое положение пола кузова, а следовательно, и центра тяжести автомобиля. Такая конструкция находит широкое применение в автобусах.

Положение ведущей цилиндрической шестерни на одном уровне с ведомой (рис. 2.82—2.84) обусловливает большой дорожный просвет под центральной главной передачей и низкое положение центра тяжести кузова. Наибольшее увеличение дорожного просвета достигается в случае использования привода колес, ведущая шестерня которого располагается над ведомой (рис. 2.85— 2.89).

I — покрышка; 2 — камера; 3 — воздушный вентиль; 4 — боковое кольцо шины; 5 — запорное кольцо; 6 — дисковое колесо; 7 — шпилька крепления колеса; 8 — колпак; 9 — гайка; 10 — опорный болт;

II — наружная полуось; 12 — конический подшипник; 13 — цапфа; 14 — ступица колеса; 15 — обод; 16 — тормозной барабан; 17 — накладка тормозной колодки; 18 — кольцо конического подшипника; 19 — шкворень; 20 — сальник; 21 — игольчатый подшипник; 22 — вал шарнира; 23 — цилиндрическая шестерня колесной передачи; 24 — роликовый цилиндрический подшипник; 25 — рессорная подушка; 26 — внутренняя полуось; 27 — защитная труба; 28 — самоподжимной сальник; 29 — ведущая шестерня колесной передачи; 30 — рычаг рулевой тяги; 31 — картер колесной передачи; 32 — промежуточный диск; 33 — шкворень; 34 — тормозная колодка;

35 — фланец ведущей шестерни главной передачи;

36 — тормозная камера; 37 — торм озной рычаг; 38 — дифференциал; 39 — ось тормозной колодки; 40 — крестовина шарнира; 41 — игольчатый подшипник; 42 — корпус подшипника; 43 — ограничительный болт; 44 — резьбовая пробка; 45 — корпус шарнира; 46 — стопорное кольцо; 47 — болт буфера; 48 — рычаг рулевого управления; 49 — поперечная рулевая тяга

Рис. 2.83. Передний ведущий мост автомобиля «Мерседес-Бенц» типа LA 1620/1920 с разнесенной двухступенчатой главной передачей (бортовая передача внешнего зацепления располагается возле ведущих колес, ведущая цилиндрическая шестерня находится на одном уровне с ведомой):

Рис. 2.84. Передний и задний мосты автомобиля высокой проходимости «Унимог-S» (Unitnog-S):

а __ рулевой привод; б — дифференциал с механизмом блокировки; в — цилиндрическая бортовая передача; г — передний мост; д — задний мост; е — установка ведущей шестерни главной передачи; А — смазка; О — масло трансмиссионное; • — контроль уровня масла; 1 — точка смазки шкворня поворотного кулака; 2 — продольная рулевая тяга; 3 — рычаг рулевого управления; 4 и 7 — рычаг рулевой трапеции; 5 — амортизатор рулевого привода; 6 — передняя ось амортизатора рулевого привода; 8 — продольный стабилизирующий рычаг; 9 — труба карданного вала; 10 — болты крепления картера; 11 — тяга ручного тормоза; 12 — тормозной привод; 13 — вентиля-

ционная трубка; 14 — корпус дифференциала; 15 — вилка включения; 16 — полуось; 17 — кожух полуоси; 18 — тормозной щит; 19 — тормозной барабан; 20 — ступица колеса; 21 — ведущая шестерня бортовой передачи; 22 — ведомая шестерня бортовой передачи; 23 — дисковое колесо; 24 — тормозная колодка; 2 5 — пружина включения; 26 — ось эксцен» трика; 27 — тяга; 28 —- сальники; 29 — кольцо Зиммера; 30 — регулировочные прокладки; 31 — картер главной передачи; 32 — конический подшипник; 33 — ведущая шестерня главной передачи; 34 — поворотный кулак (наружная часть); 35 — сдвоенный карданный шарг Нир; 36 — кулак поворотный (внутренняя часть); 37 — шкворень поворотного кулака; 38 — сливная пробка бортовой передачи; 39 — ведомая шестерня главной передачи; 40 — рама; 41 — рычаг рулевой /трапеции; 42 — механизм блокировки дифференциала; 43 телескопический амортизатор; 44 — рулевая продольная тяга; 45 — поперечный балансир; 46 — картер рулевого механизма; 47 — картер бортовой передачи; 48 — сальник; 49 — входное кольцо; 50 — точка смазывания (сдвоенный карданный шарнир); 51 — тормозной цилиндр; 52 — полуось; 53 — пробка отверстия для слива масла; 54 — тормозной трубопровод; 55 — штуцер рабочего цилиндра; 56 отверстие для залива масла (цилиндрическая бортовая передача)

В конструкции, показанной на рис. 2.86, в качестве опоры ведущей цилиндрической шестерни служат шариковые подшипники 1 и 2, причем, чтобы подшипники не имели осевого натяга, между обеими частями корпуса вставлены регулировочные прокладки. Внутренние кольца подшипников нагружаются окружным усилием, возникающим в зацеплении, а наружные кольца — радиальным. В целях облегчения сборки наружные кольца устанавливаются в корпусе с зазором. Для поперечного и продольного перемещений заднего колеса автомобиля и зубчатого колеса колесной передачи на полуоси и служит шариковый подшипник 3 (фиксирующий) и роликовый подшипник типа N (плавающий). Так как подшипник 4 может быть установлен отдельно, то целесообразно применять посадку с натягом для его внутреннего и наружного колец. Установленная с натягом крышка и сальниковое уплотнение предохраняют подшипники от загрязнения и предотвращают вытекание смазочного материала наружу.

В конструкции, показанной на рис. 2.87, в качестве опоры ведущей цилиндрической шестерни служат шариковый подшипник (фиксирующий) и роликовый подшипник (плавающий), а ведомая шестерня устанавливается на регулируемые конические подшипники.

На трубчатом конце качающейся полуоси (см. рис. 2.88), связанной с главной передачей, показанной на рис. 2.56, установлен жесткий корпус ступицы, в котором размещена цилиндрическая передача с передаточным числом 2,27 при числах зубьев на шестернях соответственно 15 и 34. Ведомая шестерня установлена на наружном конце полуоси на роликовых подшипниках, причем подшипник NUP является фиксирующим. Нижняя" шестерня установлена на шариковом подшипнике (фиксирующем) и на роликовом (плавающем).

В конструкции, изображенной на рис. 2.89, цилиндрическая колесная передача выполнена плавающей на роликовых подшипниках типа NJ. Применение цилиндрических шестерен внешнего зацепления не всегда позволяет получить большое передаточное число передачи,расположенной возле колес или в ведущих колесах. Значительно большее передаточное число можно получить в случае применения цилиндрической передачи внутреннего зацепления (конструкция показана на рис. 2.79, б).

Рис. 2.85. Задний ведущий мост грузового автомобиля W50L с разнесенной двухступенчатой передачей (цилиндрическая бортовая передача расположена возле ведущих колес, ведущая цилиндрическая шестерня находится на одном уровне с ведомой): / — механизм включения блокировки дифференциала

Цилиндрическая бортовая передача (рис. 2.90) является зубчатой передачей, состоящей из двух цилиндрических шестерен (меньшей ведущей и большей ведомой) внутреннего зацепления. При таком исполнении требуется значительно меньше пространства, но не устраняются трудности, связанные с размещением подшипников шестерен бортовой передачи.

Конструкции ведущих мостов с бортовыми передачами внутреннего зацепления в ступицах колес представлены на рис. 6.11 и 7.12.

Рис. 2.86. Установка заднего ведущего колеса грузового автомобиля с двигателем мощностью 32,36 кВт с бортовой передачей, установленной возле ступицы колеса:

1 — шариковый подшипник 6305 TN (внутренний диаметр 25&5, наружный диаметр 26У6); 2 — шариковый подшипник 6306 TNC3 (внутренний диаметр 30£5, наружный диаметр 72J6); 3 — шариковый подшипник 6306 TNC3 (внутренний диаметр 30&5, наружный диаметр 72/6); 4 — роликовый подшипник N 207 Е/РСЗ (внутренний диаметр 35&6, наружный диаметр 72М6). — Помещено с разрешения фирмы «Дюркоп» («Durkopp») [24]

Рис. 2.87. Цилиндрическая бортовая передача легкового автомобиля высокой проходимости «Хафлин-гер 700 АР» («Haflinger 700 АР) (ведущая цилиндрическая шестерня расположена выше ведомой)

Рис. 2.88. Цилиндрическая бортовая передача легкового автомобиля высокой проходимости «Пинцгауэр» фирмы «Штейер-Даймлер-Пух»

Рис. 2.89. Установка заднего колеса с цилиндрической передачей, встроенной в ступицу колеса. — Помещено с разрешения фирмы СКФ

Рис. 2.90. Цилиндрическая бортовая передача внутреннего зацепления в ведущих колесах грузового автомобиля «Магирус дойц AHD К»:

1 — наружная полуось; 2 — шестерня внутреннего зацепления; 3 — внутренняя полуось; 4 — ведущая шестерня