great wall
   HOVER

руководство по ремонту
Эксплуатация    Двигатель    Дизель    Трансмиссия    Подвеска    Рулевое управление    Тормозная система    Электрооборудование    Кузов    Электросхемы


Установка шестерни конической и гипоидной передач
Установка зубчатого колеса
Установка и регулировка подшипников
Установка шестерен главной передачи
Посадки подшипников
Смазывание и уплотнение подшипников
Указания по конструированию главных передач
Примеры конструкций конической главной передачи
Специальные конструкции конической передачи моста
Примеры конструкций гипоидной главной передачи
Двухступенчатые главные передачи в одном картере
Разнесенные двухступенчатые передачи
Примеры конической или гипоидной передачи связанных с приводом
Примеры конической или гипоидной передачи связанной с планетарной передачей

Примеры конструкций конической главной передачи

   

Автомобиль «Варшава» . Главная передача автомобиля «Варшава» состоит из пары конических шестерен с круговыми зубьями, нарезанными по методу Глисон-формейт (рис. 2.48). Эти шестерни изготовляют из стали 18ХГТ, цементируют на глубину 1,2—1,5 мм и закаливают до твердости HRC 58—62. Шестерни прирабатывают и подбирают в пары по малой шумности и правильному пятну контакта, поэтому менять шестерни по отдельности недопустимо (только парами). В целях устранения возможных погрешностей ведомая и ведущая шестерни имеют общие четырехзначный номер и допуск на монтажный размер М или расчетное расстояние от торцовой плоскости ведомой шестерни до оси ведущей [22*]. Числа от —0,3 до +0,1 обозначают в десятых долях миллиметра допуск на отклонение от расчетного размера, jb пределах которого шестерни зацепляются правильно и имеют установленный на заводе боковой зазор. Сохранение этого зазора обязательно в целях обеспечения малошумной работы и надлежащей прочности главной передачи.

Вал 14 (рис. 2.48) ведущей шестерни установлен в двухрядном коническом подшипнике 11 и роликовом подшипнике 15, расположенном в передней части картера. Наружное кольцо подшипника 11 вставлено в отверстие картера и зафиксировано крышкой 10. Подшипник зажат гайкой 7 через ступицу 8 фланца и маслоотражатель 6.

Ведомая шестерня 14 опирается на два конических подшипника внутренние кольца которых установлены на шейках корпуса 2

дифференциала, а наружные — в отверстиях картера главной передачи и его крышки 10. Преднатяг подшипника 11 регулируется с помощью дистанционного кольца 12 толщиной 10 мм и прокладок 13 из стали 10 толщиной 0,1, 0,15 и 0,25 мм. Они располагаются между торцами внутренних колец.

Расстояние ведущей шестерни от оси ведомой устанавливается с помощью прокладок 5, изготовляемых из стали 60Г и закаляемых до твердости HRC 38—48. Эти прокладки размещают с внутренней стороны между торцом наружного кольца и отверстием крышки 10.

Рис. 2.48. Главная передача и дифференциал автомобиля «Варшава-223»:

а — продольный разрез, б — разрез по масляным каналам подшипников ведущей шестерни; 1 — конический подшипник; 2 — корпус дифференциала; 3 — картер заднего моста; 4 — ведомая шестерня; 5 — прокладки для регулировки осевой установки ведущей шестерни; 6 — маслоотражатель; 7 — гайка фланца ведущей шестерни; 8 — ступица фланца главной передачи; 9 — сальник; 10 — крышка картера главной передачи; 11 — двухрядный конический подшипник; 12 — дистанционное кольцо; 13 — прокладки для регулировки предварительного натяга подшипников, 14 — ведущая коническая шестерня; 15 — роликовый подшипник; 16 — картер главной передачи; 17 — уплотнительная прокладка картера заднего моста; 18 — регулировочная прокладка; 19 — отверстие для отвода масла; 20 — отверстие для подвода масла

В соответствии с потребностями прокладки 5 выполняют разных толщин от 1,43 до 1J3 мм с шагом 0,05 мм, и кроме того, толщиной 1,25, 1,30 и 1,35 мм.

Положение ведомой шестерни и преднатяг подшипников дифференциала регулируют путем изменения числа и толщины прокладок 18, размещаемых между торцами внутренних колец подшипников 1 и уступами корпуса дифференциала. Эти прокладки выполняют из стали 10 толщиной 0,1; 0,15; 0,25 и 0,50 мм.

Дифференциал с прямозубыми коническими шестернями состоит из двух полуосевых шестерен и двух сателлитов, подвижно установленных на оси. Все эти детали выполнены из стали 18ХГТ и цементированы на глубину 0,9—1,2 мм. Твердость зубьев сателлитов HRC 58—65, а зубьев полуосевых шестерен и поверхностей оси сателлитов — не менее HRC 58. Корпус дифференциала отливается из ковкого чугуна и является цельным. Фиксация осей сателлитов в корпусе дифференциала осуществляется цилиндрическим штифтом из стали 45 твердостью HRC 46—50. После сборки дифференциала и установки штифта для исключения его выпадения край отверстия в нескольких местах сминается. Между картером дифференциала, полуосевыми шестернями и сателлитами установлены опорные кольца из стали 10, предохраняющие поверхности шестерен и корпуса дифференциала от изнашивания.

Для смазывания шестерен и подшипников главной передачи применяется масло, находящееся в картере, уровень которого доходит непосредственно до мест крепления. К подшипнику 11 масло подводится через канал 20 и отводится от него через канал 19. Объем масла в заднем мосту составляет 1,1л. Наливание масла и его выпуск осуществляются соответственно через заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками. Протекание масла со стороны фланца ведущей шестерни предотвращается маслоотражателем 6 и сальником 9, который скользит по ступице 8 фланца.

Способы регулировки главной передачи (преднатяга конических подшипников, бокового зазора в зацеплении и пятна контакта зубьев) подробно рассмотрены в работе [22*1.

Грузовые автомобили «Стар-28» и «Стар-29». Главная передача этих автомобилей состоит из конических шестерен, имеющих круговые зубья типа «Глисон» (рис. 2.49). Для регулировки осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни служит гайка, а для регулировки бокового зазора в зацеплении — стальные регулировочные прокладки. Минимальный окружной зазор составляет 0,15—0,2 мм. В целях предотвращения прогиба ведомой шестерни при максимальных нагрузках предусмотрен упорный винт с закаленным наконечником. Зазор между упорным винтом и шестерней должен быть в пределах диапазона 0,1—0,125 мм.

Способ регулировки главной передачи (преднатяга подшипников, бокового зазора и пятна контакта) подробно рассмотрен в работе [16*1.

Грузовой автомобиль «Фиат 130 NC». Современным конструктивным уровнем характеризуются главная передача и дифференциал

Рис. 2.49. Главная передача и дифференциал грузового автомобиля «Стар'29»

1 — ведущая шестерня; 2 — конические подшипники; 3 — роликовый подшипник; 4 — ведомая шестерня; 5 — левая чашка дифференциала; 6 — правая чашка дифференциала; 7 — конический подшипник дифференциала; 8 — регулировочная гайка; 9 — крышка подшипника; 10 — шплинт — проволока; 11 — стопор регулировочной гайки; 12 — болт стопора; 13 — сателлит; 14 — шестерня полуоси; 15 — оси сателлитов; 16 — опорная шайба сателлита; 17 — опорная шайба шестерни полуоси; 18 — стакан подшипников ведущей шестерни; 19 — картер главной передачи; 20 — гайка крепления стакана подшипников; 21 — регулировочная прокладка; 22 — упорный винт ведомой шестерни; 23 — гайка регулировки подшипников; 24 — вилка карданного шарнира; 25 — сальник; 26 — прокладка; 27 — кожух подшипников; 28 — пружинное кольцо; 29 — болты крепления чашек дифференциала

(рис. 2.50) этого грузового автомобиля средней грузоподъемности с дизельным двигателем мощностью 106 кВт при частоте вращения 2600 об/мин (максимальный крутящий момент 490 Н-м при 1200 об/мин). Передаточное число конической передачи с круговыми

Рис. 2.50. Главная передача и дифференциал грузового автомобиля «Фиат-130 NC» [34]

зубьями типа «Глисон» равно 5,125. Регулировка осевого зазора подшипников и продольной установки ведущей шестерни проводится та же, что и для главной передачи на рис. 2.22, причем требования, касающиеся этой регулировки, содержатся в работе [34*].

Автомобиль «Хэншель» . На рис. 2.51 показаны главная передача и дифференциал этого автомобиля. В связи с тем, что при движении автомобиля вперед ведущая шестерня главной передачи вращается против часовой стрелки (вследствие применения двух-вальной раздаточной коробки) \ ведомая шестерня располагается с правой стороны ведущей конической шестерни.

Автомобили БелАЗ. Конструкция заднего моста автомобиля БелАЗ-548А [2*] показана на рис. 2.99. Задние мосты автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-548А унифицированы и отличаются от показанного на рис. 2.99 размерами деталей, конструкцией главной передачи и небольшими конструктивными изменениями других деталей: ведущий мост одноосного автомобильного тягача отличается от заднего моста автомобиля БелАЗ-548А конструкцией дифференциала, картера заднего моста и ступиц колес, выполняющих роль зубчатых венцов шестерен.

Двухступенчатая передача автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А (рис. 2.52, а) выполнена разнесенной. Первую ступень составляет коническая главная передача (с дифференциалом, прикрепленным к ведомой шестерне), вторую — планетарная передача, встроенная в ступицу колеса (см. рис. 2.99).

Двухвальная двухступенчатая раздаточная коробка автомобилей «Хэншель HS 115» и «Хэншель HS 20 НАК» описана в работе [13*].

Рис. 2.51. Главная передача и дифференциал грузового автомобиля «Хэншель»:

а — общий вид; б — разрез; 1 — фланец ведущей конической шестерни; 2 — ведущая шестерня; 3 — сальник; 4 — гайка для регулировки подшипников; 5 — крышка подшипников; 6 — конический наружный подшипник (меньший); 7 — регулировочная прокладка; 8 — дистанционное кольцо; 9 — конический средний подшипник (больший); 10 — стакан подшипников; 11 — картер главной передачи;

12 — ведомая шестерня;

13 — левая чашка дифференциала; 14 — правая чашка дифференциала; 15 — шестерня полуоси; 16 — конический подшипник дифференциала; 17 — опорная шайба шестерни полуоси; 18 — крестовина; 19 — сателлиты; 20 — регулировочная гайка; 21 — крышка подшипника дифференциала; 22 — опорная шайба сателлита; 23 — роликовый подшипник; 24 — болт крепления ведомой шестерни; 25 — болт крепления стакана подшипников; 26 — регулировочная прокладка; 27 — шпонка фланца ведущей шестерни

а — разрез; б — схема смазки подшипников; 1 — крышка; 2 — маслоотражатель; 3, 4 и 12 — конические опорные подшипники; 5 — стакан подшипников ведущей шестерни; 6 — регулировочные прокладки; 7 — роликовый подшипник; 8 — стопорное кольцо; 9 — головка упорного винта; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — винт упора; 13 — гайка; 14 — стопор гайки; 15 — крышка подшипника дифференциала; 16 — правая чашка дифференциала; 17 — ведомая шестерня; 18 — сателлит дифференциала; 19 — крестовина дифференциала; 20 и 25 — втулки бронзовые; 21 — левая чашка дифференциала; 22 и 24 — опорные бронзовые шайбы; 23 — черпак масляный; 26 — шестерня полуоси; 27 — втулка; 28 — шплинт; 29 — ведущая шестерня;

30 — картер передачи заднего моста;

31 и 32—дистанционные втулки; 33 — регулировочная прокладка; 34 — сальники; 35 — фланец ведущей шестерни

Рис. 2.52. Коническая передача и дифференциал задних ведущих мостов автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А [2*]:

В целях подвода масла к подшипникам ведущей шестерни в картере 5 главной передачи и прокладках 6 проделаны соответствующие каналы. К главному каналу картера главной передачи масло отбрасывается ведомой шестерней при движении автомобиля вперед, а далее движется самотеком и под влиянием вращающихся частей масло протекает так, как показано на рис. 2.52, б, смазывая на своем пути подшипники 3 и 4 (см. рис. 2.52, а). При сборке главной пере-

Рис. 2.54. Дифференциал «БелАЗ-531» [2*]:

1 и 5 — чашки дифференциала; 2 и 9 — бронзовые втулки; 3 и 11 — опорные бронзовые шайбы; 4 — ведомая шестерня полуоси; 6 — шайба сателлита; 7 — штифт; 8 — крестовина; 10 — сателлит

наконечником упорного болта и торцовой поверхностью ведомой шестерни. Способы выполнения указанных регулировок подробно рассмотрены в работе .