great wall
   HOVER

руководство по ремонту
 Эксплуатация  Двигатель  Дизель  Трансмиссия  Подвеска  Рулевое управление  Тормозная система  Электрооборудование  Кузов


Классификация шин для внедорожников

   

«Обувь» современного автомобиля, также, как и обувь человека, различается по цели своего применения, определяющей и конструкцию, и дизайн

Что такое внедорожные покрышки? В чём их отличие от обыкновенных дорожных? Классификация по конструкции, грузоподъёмности, максимальным скоростям и давлению. И, на всякий случай, особенности хранения.

Для обычных автомобилей существуют два основных вида покрышек - летние и зимние. И для дорог общего пользования этого обычно достаточно. Некоторые из нас, правда, считают, что можно обойтись и одним, гоняя зимой на «все-сезонке», а летом цокая шипами по асфальту. Но, как говорил известный персонаж, это не наш метод. И не потому, что мы так уж педантичны, а потому что это создаёт много ненужных проблем и дополнительных расходов. Мы же боремся

за максимальную эффективность и безопасность, всегда используя колёса, соответствующие сезону и задачам. Если, конечно, бюджет позволяет. А учитывая, что наши пути часто проходят вдалеке от дорог, мы предлагаем вам цикл материалов, посвящённых видам и способам использования внедорожной резины. Не отрывочных и дилетантских, а подробных и профессиональных, но без лишнего занудства.

Всем известно, что существуют специальные покрышки, позволяющие ездить по бездорожью и отличающиеся друг от друга дизайном протектора. Обычно на этом знания среднестатистического автовладельца заканчиваются. Конечно, рисунок и конструкция протектора - важнейшие параметры. По ним можно сразу определить, для каких основных целей предназначены шины. Если ламели расположены на большом расстоянии друг от друга, и глубина протектора велика, то это покрышки для езды по грунту. Говоря простым языком и не углубляясь в дебри конструктивных особенностей, можно обозначить общее правило: чем крупнее блоки протектора, чем больше расстояния между ними, тем более покрышка внедорожная.

Большие жёсткие блоки протектора позволяют вгрызаться в грунт, давая колесу максимальный зацеп. Разумеется, блоки обязаны быть жёсткими, чтобы не подламываться и этот самый зацеп не уменьшать. Правда, такие замечательные качества на грунте ухудшают поведение машины на других покрытиях.

Например, на асфальте жесткий протектор и относительно малая площадь зацепа (ведь в асфальт невозможно «вгрызаться») приводят к ухудшенному, по сравнению с обычной летней резиной, сцеплению. Дорожные летние шины обладают отличным зацепом на тёплом асфальте, но скользят по льду и беспомощны на снегу. Поэтому для снега и льда выпускают зимние покрышки. Их протектор не так развит, как у внедорожной резины, но оснащён большим количеством ламелей, расположенных под разными углами и прорезанных на большую, чем у летней шины, глубину. Это позволяет им, подламываясь, создавать огромное количество граней, которыми протектор, как когтями, цепляется за снег, лёд, мокрый и замёрзший асфальт. Такой рисунок называется Зй-ламелями, и он произвёл настоящую революцию в мире резины, заметно увеличив скорость движения автомобилей зимой. А для зацепа за твёрдый лед зимние шины оснащают шипами.

Область использования шины влияет на рисунок её протектора

Но, как известно, современный человек предпочитает максимальную универсальность и приспособленность ко всем природным и погодным условиям сразу. Поэтому хочется иметь колесо, одинаково успешное и зимой на снегу, и летом на грунте, да ещё чтобы покрышки долго служили и не истирались. Поэтому любая современная автомобильная шина является компромиссом из многих, зачастую противоположных, требований. Именно этот клубок противоречий и породил популярный среди путешественников по неизвестному маршруту тип покрышек под названием AT (All Terrain). То есть, буквально, «для всех покрытий».

ЛЕТО.
Протектор летней покрышки - наиболее насыщенный резиновыми блоками

Комфортная шоссейная шина для кроссоверов и внедорожников Toyo Open Country Н/Т обеспечивает безопасность как на мокрой так и на сухой дороге, а также обладает повышенной износостойкостью

ЗИМА ГОРОД.
Зимняя резина для города и асфальта с направленным протектором и большим количеством ЗР-ламелей

Toyo Observe GSI-5 - нешипованная шина с оптимальной управляемостью и контролем на всех зимних покрытиях: снег, лед, слякоть, скользкая дорога. Модель отличается повышенной износоустойчивостью

ЗИМА ЗАГОРОД.
Помимо агрессивных ЗD-ламелей, зимняя шина для загородных дорог оснащена шипами

Toyo Observe G3-ICE разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и снегу. Стабильная работа шины на протяжении всего срока службы делает её идеальной для использования в экстремальных зимних условиях

АСФАЛЬТ И ГРУНТ.
Протектор резины AT нарезан гораздо реже, чем летний и зимний, и он оснащен развитой агрессивной боковиной

Шина Toyo Open Country А/Т предназначена для кроссоверов и внедорожников. Универсальная модель для езды по шоссе и пере сеченной местности, обладает повышенной проходимостью и длительным сроком эксплуатации

ГРЯЗЬ и АСФАЛЬТ.
Рисунок протектора покрышки МТ выделяется расположенными далеко друг от друга жёсткими блоками и очень агрессивной боковиной, заходящей на середину плечевой зоны

Шины Toyo Open Country М/Т специально разработаны для тех случаев, когда важнейшим моментом являются тяговые характеристики и управляемость на бездорожье


На борту покрышки указан её размер, а сразу за ним можно прочитать индексы нагрузки и скорости

Их протектор позволяет ездить с надёжным зацепом и относительно малым шумом по асфальту, неплох на всех видах грунта и даже, в принципе, даёт возможность передвигаться по снегу и льду. Но, как и все универсальное, такие покрышки во многом уступают специализированным. На твердом зимнем покрытии покрышки AT могут легко проиграть рядовой зимней резине, о чем, как правило, предупреждают производители колёс.

Кроме разницы в дизайне и конструкции протектора, шины различаются между собой и внутренним устройством. Прежде всего, зто разница в расположении слоев нитей корда, образующих каркас. В диагональной конструкции эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат поперёк плоскости вращения, параллельно друг другу, от борта к борту, по всей окружности. Подавляющее большинство современных автомобильных шин имеют радиальную конструкцию. Они лучше держат форму, и самое главное, служат в разы дольше. Диагональная конструкция встречается только среди тракторной и иногда специальной грязевой резины. Как показывает опыт спортивных соревнований, преимущество диагональной резины исключительно в более низкой цене. Поэтому мы рекомендуем выбирать радиальные.

Следует иметь в виду, что предназначенные для внедорожников и SUV покрышки, как правило, оснащены изначально усиленной боковиной и меньше страдают от жёстких ударов. Очень важно знать, что они отличаются не только размерами и предназначением, но и такой важной характеристикой, как индекс нагрузки. Поэтому, когда вы выбираете резину, на которой планируете хоть иногда съезжать с асфальта, позаботьтесь о том,чтобы ее грузоподъемность была достаточной или даже с небольшим запасом. Слишком мощная резина окажется чересчур тяжёлой и жёсткой. Узнать максимальную нагрузку шины просто. Она пишется на боковине в виде двузначного (реже трехзначного) числа. Важно помнить, что индекс не является численным выражением допустимого веса, а только цифровым кодом, которому соответствует та или иная нагрузка на одно колесо в килограммах. Для того чтобы рассчитать нагрузку, сверьтесь с таблицей весовых индексов, помножьте данные для одного колеса на четыре и сравните с максимальным разрешённым весом своей машины... Кажется, всё-таки пришлось умничать.

Тут же, на боковине покрышки, часто даётся информация, при каком давлении в шине эта нагрузка разрешена. Перед приобретением обязательно проверьте, подходит ли выбранная покрышка по максимальной скорости. Индекс скорости пишется в буквенном обозначении на боковине шины после индекса грузоподъёмности. На всякий случай приводим таблицу индексов:

ИНДЕКСЫ НАГРУЗКИ

Индекс нагрузки Нагрузка на шину, кг Индекс нагрузки Нагрузка на шину, кг Индекс нагрузки Нагрузка на шину, кг Индекс нагрузки Нагрузка на шину, кг Индекс нагрузки Нагрузка на шину, кг
62 265 75 387 88 560 101 825 114 1180
63 272 76 400 89 580 102 850 115 1215
64 280 77 412 90 600 103 875 116 1250
65 290 78 425 91 615 104 900 117 1285
66 300 79 437 92 630 105 925 118 1320
67 307 80 450 93 650 106 950 119 1360
68 315 81 462 94 670 107 975 120 1400
69 325 82 475 95 690 108 1000 121 1450
70 335 83 487 96 710 109 1030 122 1500
71 345 84 500 97 730 110 1060 123 1550
72 355 85 515 98 750 111 1090 124 1600
73 365 86 530 99 775 112 1120 125 1650
74 375 87 545 100 800 113 1150 126 1700

ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ

Индекс скорости J К L М N р Q R S Т Н V W Y VR ZR
Скорость, км/ч 100 110 120 130 НО 150 160 170 180 190 210 240 270 300 >210 >240

Среди обилия информации на боковине, самая ценная - максимальное давление

И, конечно же, самое главное -размеры шин. Выбирая подходящие для своего внедорожника, определитесь с шириной и высотой. Особенно, если вы отлифтовали машину и собираетесь установить увеличенные покрышки. Ну, а если в магазинах нет размера, который точь-в-точь соответствует нужному - не беда. При переходе на другую размерность главное, чтобы наружный диаметр шины и её ширина изменились не более чем на пять процентов. Диаметр можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+sh/50, где d - посадочный диаметр колеса в дюймах, s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты к ширине в процентах).

Например, завод рекомендует для Chevrolet Niva покрышки размерностью 205/75R15, где 205 - ширина профиля, 75 - отношение высоты к ширине профиля и 15 - посадочный диаметр колеса в дюймах. Модели размерностью 205/70R15 меньше по диаметру на два сантиметра, но гораздо чаще встречаются в продаже. А вот близкие к ним популярные 215/65R15 меньше почти на три сантиметра, и формально на Niva устанавливаться не должны.

В конце хотим дать важные рекомендации по хранению. Скорее всего, они вам известны, но, пожалуй, стоит повторить. Прежде всего, разобранные шины нужно хранить исключительно в вертикальном положении. Если складывать их стопками, то нижние сильно деформируются, и их сложно будет монтировать. Да и при езде они будут быстрее изнашиваться. А вот собранные колеса, на дисках, нужно хранить только в стопке. Важный момент - стоящие в стопках шины рекомендуется хотя бы раз в месяц переворачивать. Не забудьте просушить шины перед тем, как сложить их на сезонное хранение. Они лучше хранятся грязными, чем мокрыми. И если оставляете их накачанными, снизьте давление до половины от номинала. Избегайте прямого солнечного света и влаги, а вот мороз им не страшен.