great wall
   HOVER

руководство по ремонту
Эксплуатация    Двигатель    Дизель    Трансмиссия    Подвеска    Рулевое управление    Тормозная система    Электрооборудование    Кузов    Электросхемы


Классификация шин для внедорожников

   

«Обувь» современного автомобиля, также, как и обувь человека, различается по цели своего применения, определяющей и конструкцию, и дизайн

Что такое внедорожные покрышки? В чём их отличие от обыкновенных дорожных? Классификация по конструкции, грузоподъёмности, максимальным скоростям и давлению. И, на всякий случай, особенности хранения.

Для обычных автомобилей существуют два основных вида покрышек - летние и зимние. И для дорог общего пользования этого обычно достаточно. Некоторые из нас, правда, считают, что можно обойтись и одним, гоняя зимой на «все-сезонке», а летом цокая шипами по асфальту. Но, как говорил известный персонаж, это не наш метод. И не потому, что мы так уж педантичны, а потому что это создаёт много ненужных проблем и дополнительных расходов. Мы же боремся

за максимальную эффективность и безопасность, всегда используя колёса, соответствующие сезону и задачам. Если, конечно, бюджет позволяет. А учитывая, что наши пути часто проходят вдалеке от дорог, мы предлагаем вам цикл материалов, посвящённых видам и способам использования внедорожной резины. Не отрывочных и дилетантских, а подробных и профессиональных, но без лишнего занудства.

Всем известно, что существуют специальные покрышки, позволяющие ездить по бездорожью и отличающиеся друг от друга дизайном протектора. Обычно на этом знания среднестатистического автовладельца заканчиваются. Конечно, рисунок и конструкция протектора - важнейшие параметры. По ним можно сразу определить, для каких основных целей предназначены шины. Если ламели расположены на большом расстоянии друг от друга, и глубина протектора велика, то это покрышки для езды по грунту. Говоря простым языком и не углубляясь в дебри конструктивных особенностей, можно обозначить общее правило: чем крупнее блоки протектора, чем больше расстояния между ними, тем более покрышка внедорожная.

Большие жёсткие блоки протектора позволяют вгрызаться в грунт, давая колесу максимальный зацеп. Разумеется, блоки обязаны быть жёсткими, чтобы не подламываться и этот самый зацеп не уменьшать. Правда, такие замечательные качества на грунте ухудшают поведение машины на других покрытиях.

Например, на асфальте жесткий протектор и относительно малая площадь зацепа (ведь в асфальт невозможно «вгрызаться») приводят к ухудшенному, по сравнению с обычной летней резиной, сцеплению. Дорожные летние шины обладают отличным зацепом на тёплом асфальте, но скользят по льду и беспомощны на снегу. Поэтому для снега и льда выпускают зимние покрышки. Их протектор не так развит, как у внедорожной резины, но оснащён большим количеством ламелей, расположенных под разными углами и прорезанных на большую, чем у летней шины, глубину. Это позволяет им, подламываясь, создавать огромное количество граней, которыми протектор, как когтями, цепляется за снег, лёд, мокрый и замёрзший асфальт. Такой рисунок называется Зй-ламелями, и он произвёл настоящую революцию в мире резины, заметно увеличив скорость движения автомобилей зимой. А для зацепа за твёрдый лед зимние шины оснащают шипами.

Область использования шины влияет на рисунок её протектора

Но, как известно, современный человек предпочитает максимальную универсальность и приспособленность ко всем природным и погодным условиям сразу. Поэтому хочется иметь колесо, одинаково успешное и зимой на снегу, и летом на грунте, да ещё чтобы покрышки долго служили и не истирались. Поэтому любая современная автомобильная шина является компромиссом из многих, зачастую противоположных, требований. Именно этот клубок противоречий и породил популярный среди путешественников по неизвестному маршруту тип покрышек под названием AT (All Terrain). То есть, буквально, «для всех покрытий».

ЛЕТО.
Протектор летней покрышки - наиболее насыщенный резиновыми блоками

Комфортная шоссейная шина для кроссоверов и внедорожников Toyo Open Country Н/Т обеспечивает безопасность как на мокрой так и на сухой дороге, а также обладает повышенной износостойкостью

ЗИМА ГОРОД.
Зимняя резина для города и асфальта с направленным протектором и большим количеством ЗР-ламелей

Toyo Observe GSI-5 - нешипованная шина с оптимальной управляемостью и контролем на всех зимних покрытиях: снег, лед, слякоть, скользкая дорога. Модель отличается повышенной износоустойчивостью

ЗИМА ЗАГОРОД.
Помимо агрессивных ЗD-ламелей, зимняя шина для загородных дорог оснащена шипами

Toyo Observe G3-ICE разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и снегу. Стабильная работа шины на протяжении всего срока службы делает её идеальной для использования в экстремальных зимних условиях

АСФАЛЬТ И ГРУНТ.
Протектор резины AT нарезан гораздо реже, чем летний и зимний, и он оснащен развитой агрессивной боковиной

Шина Toyo Open Country А/Т предназначена для кроссоверов и внедорожников. Универсальная модель для езды по шоссе и пере сеченной местности, обладает повышенной проходимостью и длительным сроком эксплуатации

ГРЯЗЬ и АСФАЛЬТ.
Рисунок протектора покрышки МТ выделяется расположенными далеко друг от друга жёсткими блоками и очень агрессивной боковиной, заходящей на середину плечевой зоны

Шины Toyo Open Country М/Т специально разработаны для тех случаев, когда важнейшим моментом являются тяговые характеристики и управляемость на бездорожье

 


На борту покрышки указан её размер, а сразу за ним можно прочитать индексы нагрузки и скорости

Их протектор позволяет ездить с надёжным зацепом и относительно малым шумом по асфальту, неплох на всех видах грунта и даже, в принципе, даёт возможность передвигаться по снегу и льду. Но, как и все универсальное, такие покрышки во многом уступают специализированным. На твердом зимнем покрытии покрышки AT могут легко проиграть рядовой зимней резине, о чем, как правило, предупреждают производители колёс.

Кроме разницы в дизайне и конструкции протектора, шины различаются между собой и внутренним устройством. Прежде всего, зто разница в расположении слоев нитей корда, образующих каркас. В диагональной конструкции эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат поперёк плоскости вращения, параллельно друг другу, от борта к борту, по всей окружности. Подавляющее большинство современных автомобильных шин имеют радиальную конструкцию. Они лучше держат форму, и самое главное, служат в разы дольше. Диагональная конструкция встречается только среди тракторной и иногда специальной грязевой резины. Как показывает опыт спортивных соревнований, преимущество диагональной резины исключительно в более низкой цене. Поэтому мы рекомендуем выбирать радиальные.

Следует иметь в виду, что предназначенные для внедорожников и SUV покрышки, как правило, оснащены изначально усиленной боковиной и меньше страдают от жёстких ударов. Очень важно знать, что они отличаются не только размерами и предназначением, но и такой важной характеристикой, как индекс нагрузки. Поэтому, когда вы выбираете резину, на которой планируете хоть иногда съезжать с асфальта, позаботьтесь о том,чтобы ее грузоподъемность была достаточной или даже с небольшим запасом. Слишком мощная резина окажется чересчур тяжёлой и жёсткой. Узнать максимальную нагрузку шины просто. Она пишется на боковине в виде двузначного (реже трехзначного) числа. Важно помнить, что индекс не является численным выражением допустимого веса, а только цифровым кодом, которому соответствует та или иная нагрузка на одно колесо в килограммах. Для того чтобы рассчитать нагрузку, сверьтесь с таблицей весовых индексов, помножьте данные для одного колеса на четыре и сравните с максимальным разрешённым весом своей машины... Кажется, всё-таки пришлось умничать.

Тут же, на боковине покрышки, часто даётся информация, при каком давлении в шине эта нагрузка разрешена. Перед приобретением обязательно проверьте, подходит ли выбранная покрышка по максимальной скорости. Индекс скорости пишется в буквенном обозначении на боковине шины после индекса грузоподъёмности. На всякий случай приводим таблицу индексов:

ИНДЕКСЫ НАГРУЗКИ

Индекс нагрузки

Нагрузка на шину, кг

Индекс нагрузки

Нагрузка на шину, кг

Индекс нагрузки

Нагрузка на шину, кг

Индекс нагрузки

Нагрузка на шину, кг

Индекс нагрузки

Нагрузка на шину, кг

62

265

75

387

88

560

101

825

114

1180

63

272

76

400

89

580

102

850

115

1215

64

280

77

412

90

600

103

875

116

1250

65

290

78

425

91

615

104

900

117

1285

66

300

79

437

92

630

105

925

118

1320

67

307

80

450

93

650

106

950

119

1360

68

315

81

462

94

670

107

975

120

1400

69

325

82

475

95

690

108

1000

121

1450

70

335

83

487

96

710

109

1030

122

1500

71

345

84

500

97

730

110

1060

123

1550

72

355

85

515

98

750

111

1090

124

1600

73

365

86

530

99

775

112

1120

125

1650

74

375

87

545

100

800

113

1150

126

1700

ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ

Индекс скорости

J

К

L

М

N

р

Q

R

S

Т

Н

V

W

Y

VR

ZR

Скорость, км/ч

100

110

120

130

НО

150

160

170

180

190

210

240

270

300

>210

>240

Среди обилия информации на боковине, самая ценная - максимальное давление

И, конечно же, самое главное -размеры шин. Выбирая подходящие для своего внедорожника, определитесь с шириной и высотой. Особенно, если вы отлифтовали машину и собираетесь установить увеличенные покрышки. Ну, а если в магазинах нет размера, который точь-в-точь соответствует нужному - не беда. При переходе на другую размерность главное, чтобы наружный диаметр шины и её ширина изменились не более чем на пять процентов. Диаметр можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+sh/50, где d - посадочный диаметр колеса в дюймах, s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты к ширине в процентах).

Например, завод рекомендует для Chevrolet Niva покрышки размерностью 205/75R15, где 205 - ширина профиля, 75 - отношение высоты к ширине профиля и 15 - посадочный диаметр колеса в дюймах. Модели размерностью 205/70R15 меньше по диаметру на два сантиметра, но гораздо чаще встречаются в продаже. А вот близкие к ним популярные 215/65R15 меньше почти на три сантиметра, и формально на Niva устанавливаться не должны.

В конце хотим дать важные рекомендации по хранению. Скорее всего, они вам известны, но, пожалуй, стоит повторить. Прежде всего, разобранные шины нужно хранить исключительно в вертикальном положении. Если складывать их стопками, то нижние сильно деформируются, и их сложно будет монтировать. Да и при езде они будут быстрее изнашиваться. А вот собранные колеса, на дисках, нужно хранить только в стопке. Важный момент - стоящие в стопках шины рекомендуется хотя бы раз в месяц переворачивать. Не забудьте просушить шины перед тем, как сложить их на сезонное хранение. Они лучше хранятся грязными, чем мокрыми. И если оставляете их накачанными, снизьте давление до половины от номинала. Избегайте прямого солнечного света и влаги, а вот мороз им не страшен.